карта сайта
Справочник товаров и цен
  Добавить фирму Добавить прайс




Полезная информация / Об особенностях правового регулирования труда в крестьянском (фермерском) хозяйстве

Об особенностях правового регулирования труда в крестьянском (фермерском) хозяйстве


              Об особенностях правового регулирования труда
                  в крестьянском (фермерском) хозяйстве

     1. О правовом регулировании труда членов крестьянского хозяйства
     2. Правовое регулирование труда наемных работников
        крестьянского хозяйства
     3. Особенности правового регулирования труда главы
        крестьянского хозяйства

     Примерный договор между  членами   крестьянского   (фермерского)
     хозяйства

     Крестьянские (фермерские) хозяйства*(1) появились в период перестройки
и, по существу, заменили собой колхозные дворы. В действующем Гражданском
кодексе Российской Федерации, в отличие от Гражданского кодекса РСФСР, слова
"колхозный двор" вообще не упоминаются*(2).
     Правовой основой деятельности крестьянского хозяйства является Закон
РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"*(3), принятый Верховным Советом
РСФСР 22 ноября 1990 года*(4) и введенный в действие с 1 января 1991 года*(5).
     Труд в крестьянском хозяйстве имеет свои особенности, которые состоят
в том, что в нем трудятся не только члены этого хозяйства, но в отдельных
случаях и наемные работники. В определенной степени специфичен и труд главы
крестьянского хозяйства.
     Рассмотрим эти особенности, учитывая, что Федеральная целевая программа
развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы,
утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря
1996 года N 1499*(6), в числе других вопросов предусматривает упорядочение
трудовых отношений в крестьянских хозяйствах.

    1. О правовом регулировании труда членов крестьянского хозяйства

     Скажем сразу, что Закон недостаточно полно и весьма противоречиво регулирует
трудовые отношения в крестьянском хозяйстве. Обязанность членов крестьянского
хозяйства, которыми могут быть один-единственный человек, семья или группа
лиц, даже если они не связаны родственными узами, работать в нем вытекает
из ст.1 Закона. Труд членов крестьянского хозяйства состоит в производстве,
переработке и реализации сельскохозяйственной продукции на основе имущества
и находящихся в их пользовании земельных участков. Однако крестьянское хозяйство
в соответствии со ст.16 Закона может заниматься любым не запрещенным действующим
законодательством видом деятельности при одном условии - в качестве ведущего
должно быть сохранено производство, переработка и реализация сельскохозяйственной
продукции.
     Основное требование, которое предъявляется к членам крестьянского хозяйства,
- трудоспособность. Но Закон не конкретизирует, что следует понимать под "трудоспособностью",
о какой трудоспособности идет речь: общей, профессиональной или специальной.
О необходимости иметь профессиональную трудоспособность говорится лишь применительно
к лицу, желающему создать крестьянское хозяйство (ст.4 Закона)*(7). Думается,
что в отношении других членов крестьянского хозяйства речь должна идти об
их общей трудоспособности, то есть способности выполнить какую-то работу в
обычных условиях.
     В Законе не раскрыт и вопрос о том, должны ли члены крестьянского хозяйства
обладать полной или неполной (ограниченной) трудоспособностью. Если исходить
из КЗоТ РФ, то трудоспособными считаются лица, которым исполнилось 15 лет,
однако для них установлены определенные ограничения до достижения совершеннолетия,
то есть 18 лет (ст.173, 175 КЗоТ РФ). К сожалению, возраст, с которого член
семьи, являющейся крестьянским хозяйством, может стать членом этого хозяйства,
в Законе не указан. Не определено и то, кого следует считать нетрудоспособным
и кто, следовательно, не может быть членом крестьянского хозяйства. Нужно
ли при этом руководствоваться пенсионным законодательством и считать нетрудоспособными
лиц, не достигших 16 лет (учащихся 18 лет), мужчин, достигших 60 лет, и женщин,
достигших 55 лет?
     Надо сказать, что многие вопросы, связанные с членством в крестьянском
хозяйстве, невозможно однозначно решить в Законе, ибо это зависит от многих
факторов (от той работы, которую нужно выполнять в крестьянском хозяйстве,
от природных условий местности, профиля крестьянского хозяйства и т.д.). Поэтому
следует предоставить право решения вопроса о возможности того или иного человека
по своей трудоспособности быть членом крестьянского хозяйства остальным членам
или члену этого хозяйства.
     Как отмечалось, члены крестьянского хозяйства обязаны трудиться в этом
хозяйстве. Но если хозяйство создается одним из членов семьи, остальные члены
семьи самостоятельно принимают решение об участии в деятельности хозяйства
"в порядке полной или частичной занятости" (п.4 ст.4 Закона). Согласно п.7
ст.25 Закона в крестьянском хозяйстве ведется учет трудовой деятельности членов
хозяйства*(8), а исходя из п.1 той же статьи члены крестьянского хозяйства
за свой труд получают заработок.
     Представляется, что для предотвращения споров между членами крестьянского
хозяйства и учитывая, что это могут быть не только члены одной семьи, необходимо
заключение соглашения между ними об их труде в хозяйстве. В нем следует указать,
в частности, на каких условиях (полной или частичной занятости) член крестьянского
хозяйства своим трудом принимает участие в его деятельности, и если частичной,
то что под этим следует подразумевать. Кроме того, нужно указать, по какой
профессии будет работать или какую работу выполнять каждый член хозяйства,
условия его перевода с одной работы на другую, как будет вестись учет его
трудовой деятельности: поденный, недельный или суммированный за определенный
период (неделя, месяц и т.д.), кто и как будет оценивать труд члена хозяйства
и как будет (если будет) поощряться выполнение им особых заданий. В соглашении
могут быть предусмотрены и другие вопросы, например ответственность члена
хозяйства за недобросовестный труд. Иначе говоря, содержание соглашения о
труде членов крестьянского хозяйства полностью зависит от их усмотрения. Однако
при этом не должны нарушаться конституционные права членов хозяйства.
     Такое соглашение (оно может быть названо и иначе) полностью соответствовало
бы п.4 ст.22 Закона, согласно которому трудовые отношения в крестьянском хозяйстве
определяются и регулируются членами этого хозяйства и, следовательно, к ним
не применяются нормы законодательства о труде. Но некоторые вопросы регулирования
труда можно записать в соглашении так, как они зафиксированы в КЗоТ (см. Примерный
договор между членами крестьянского (фермерского) хозяйства).
     Трудовые споры между членами крестьянского хозяйства решаются судом (п.6
ст.22 Закона).

           2. Правовое регулирование труда наемных работников
                         крестьянского хозяйства

     Статья 252 КЗоТ предусматривает, что законодательством могут устанавливаться
особенности регулирования труда для работников сельского хозяйства. В то же
время эти особенности ни в коем случае не должны противоречить Конституции
РФ (ст.15). Кроме того, не должно ухудшаться положение работников по сравнению
с законодательством о труде (ст.19 Конституции, ст.5 КЗоТ).
     К сожалению, правовое регулирование труда наемных работников крестьянского
хозяйства в настоящее время противоречит Конституции, Гражданскому кодексу
и Кодексу законов о труде Российской Федерации.
     Первый вопрос, который возникает при исследовании трудовых отношений
наемных работников в крестьянском хозяйстве, связан с тем, что с 8 декабря
1994 года, то есть со дня введения в действие главы 4 ГК, крестьянские хозяйства
перестали быть юридическими лицами, а ст.1 Закона, которая закрепляла за крестьянскими
хозяйствами права юридических лиц, утратила силу.
     "Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом",
- говорится в п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 года N 2/1. Это означает, что с 8
декабря 1994 года глава крестьянского хозяйства в соответствии со ст.23 ГК
признается индивидуальным предпринимателем. Причем таковым он в силу указанной
статьи Кодекса считается с момента регистрации хозяйства при его создании
согласно ст.9 Закона.
     По этому поводу есть и другое мнение. Так, З.Беляева и В.Устюкова полагают,
что крестьянское хозяйство продолжает оставаться юридическим лицом до приведения
его статуса в соответствие с нормами ГК*(9). При этом они ссылаются на ст.7
Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса
Российской Федерации".
     Решение вопроса о том, продолжает ли крестьянское хозяйство оставаться
юридическим лицом до момента регистрации изменения его правового статуса или
оно перестает быть таковым с введением в действие главы 4 ГК, то есть с 8
декабря 1994 года, имеет большое значение для возникновения трудовых отношений
с наемными работниками. Дело в том, что, если крестьянское хозяйство перестает
быть юридическим лицом с 8 декабря 1994 года, у него возникают проблемы с
наймом работников. Они связаны с тем, что в ст.15 КЗоТ РФ предусматривается
возможность найма работников (заключения с ними трудовых договоров) только
для предприятий, учреждений, организаций, к коим глава крестьянского хозяйства,
естественно, не относится. И ни один действующий закон не говорит прямо о
возможности заключения трудового договора между индивидуальным предпринимателем
и наемными работниками.
     Выше уже изложена позиция автора по поводу того, с какого времени крестьянское
хозяйство перестает быть юридическим лицом, а глава крестьянского хозяйства
признается индивидуальным предпринимателем. В качестве доводов в пользу такой
позиции и против мнения упомянутых авторов следует отметить, что в ст.7 Федерального
закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской
Федерации", на которую они ссылаются, не говорится о том, что крестьянские
хозяйства продолжают оставаться юридическими лицами до регистрации изменения
их правового статуса, а нормы ст.23 Кодекса не устанавливают, что глава крестьянского
хозяйства признается индивидуальным предпринимателем со дня регистрации изменения
правового статуса крестьянского хозяйства. Подчеркиваю и повторяю, что в ст.23
ГК речь идет о том, что глава крестьянского хозяйства, осуществляющего деятельность
без образования юридического лица, признается индивидуальным предпринимателем
с момента регистрации крестьянского хозяйства. О этом же говорится и в п.9
упомянутого постановления от 28 февраля 1995 года N 2/1.
     Таким образом, точка зрения названных авторов противоречит действующему
законодательству. Помимо указанных правовых норм она противоречит ст.4 Федерального
закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской
Федерации", согласно которой законы, принятые до введения в действие части
первой ГК, применяются постольку, поскольку они не противоречат этой части
Кодекса. Так как ст.1 Закона в части наделения крестьянского хозяйства правами
юридического лица противоречит главе 4 ГК и разъяснениям, содержащимся в п.9
постановления от 28 февраля 1995 года, она в этой части применяться не должна
с 8 декабря 1994 года.
     В связи с изложенным представляется ошибочным разъяснение Пенсионного
фонда РФ, содержащееся в письме от 27 сентября 1996 года N ЕВ-16-11/6974-ИН
(опубликовано в газете "Экономика и жизнь", 1996, N 42), о том, что крестьянские
хозяйства, прошедшие государственную регистрацию до 1 января 1995 года, то
есть до введения в действие части первой Гражданского кодекса, могут сохранить
свой прежний статус "юридическое лицо" до 1 июля 1999 года.
     Ошибочным это разъяснение является потому, что ни в одном нормативном
акте, в первую очередь в Законе "О введении в действие части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации", не указано, что крестьянские хозяйства могут
сохранить свой статус юридического лица до 1 июля 1999 года. Такой срок возможного
сохранения своего прежнего правового статуса п.5 ст.6 указанного Федерального
закона предусматривает для индивидуальных (семейных) частных предприятий,
а также для предприятий, созданных хозяйственными товариществами и обществами,
общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными
фондами, и других не находящихся в государственной или муниципальной собственности
предприятий, основанных на праве полного хозяйственного ведения. Ни к одному
из этих предприятий крестьянские хозяйства не относятся, поэтому совершенно
непонятно, что послужило правовой основой для издания Пенсионным фондом указанного
разъяснения.
     Представляется, что Генеральный прокурор Российской Федерации на основании
ст.21-23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"*(10) должен
принести протест на предмет отмены указанного разъяснения как противоречащего
Закону "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской
Федерации".
     В газете "Экономика и жизнь" (февраль 1997 года, N 5) была опубликована
статья "О статусе фермера", в которой юристы - консультанты Федеральной группы
по земельной реформе и реорганизации сельскохозяйственных предприятий при
Международной финансовой корпорации Е.Матичина и Б.Ткаченко, отвечая на вопрос:
"Что необходимо сделать, чтобы привести статус фермерского хозяйства, созданного
до 1995 года, в соответствие с Гражданским кодексом РФ?", сообщают, что следует
написать заявление в администрацию района с просьбой привести статус крестьянского
хозяйства в соответствие со ст.23 ГК. На основании этого заявления, пишут
юристы, районная администрация признает главу крестьянского хозяйства предпринимателем
и выдает новое свидетельство о перерегистрации хозяйства. Такого же мнения
придерживается один из авторов Комментария части первой ГК профессор К.Ярошенко*(11).
Между тем другой автор того же Комментария, как будет указано далее, имеет
иное мнение на этот счет.
     Полагаю, что писать заявление в администрацию района с просьбой признать
его предпринимателем глава крестьянского хозяйства не должен. Однако регистрация
его в качестве предпринимателя нужна, так как для подтверждения своего статуса
ему необходимо иметь Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя,
осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. С профессором
Е.Сухановым, который утверждает, что глава крестьянского хозяйства исходя
из п.2 ст.23 ГК "признается индивидуальным предпринимателем без дополнительной
регистрации в этом качестве"*(12), можно было бы согласиться, если бы без
этой "дополнительной регистрации" выдавалось указанное Свидетельство.
     Вместе с тем порядок регистрации глав крестьянских хозяйств должен быть
особым, ибо это единственные предприниматели, которые признаются таковыми
непосредственно законом. Думается, что со стороны главы крестьянского хозяйства
для получения свидетельства о государственной регистрации его в качестве предпринимателя
вместо заявления достаточно простого письменного уведомления администрации
соответствующего района, подтвержденного остальными членами крестьянского
хозяйства.
     При этом регистрационный сбор взиматься не должен, так как глава крестьянского
хозяйства признается предпринимателем не администрацией района, а законом
- Гражданским кодексом Российской Федерации. То есть регистрационный сбор
не должен взиматься не на основании ст.7 Федерального закона от 30 ноября
1994 года "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской
Федерации", где речь идет об освобождении от уплаты регистрационного сбора
при регистрации изменения правового статуса крестьянского хозяйства. Под регистрацией
изменения правового статуса крестьянского хозяйства, по мнению автора, подразумевается
регистрация его преобразования в хозяйственное товарищество или производственный
кооператив на основании ст.259 ГК. Если же крестьянское хозяйство не преобразуется
в хозяйственное товарищество или производственный кооператив, ст.7 Федерального
закона от 30 ноября 1994 года об освобождении от регистрационного сбора к
нему отношения не имеет.
     Это подтверждается разъяснением, содержащимся в п.6 постановления Пленума
Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997
года N 4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных
обществах"*(13), согласно которому изменением правового статуса считается
изменение организационно-правовой формы юридического лица. Если крестьянское
хозяйство не преобразуется в хозяйственное товарищество или производственный
кооператив, изменения его статуса не происходит, так как оно не преобразуется
как юридическое лицо, а перестает существовать как таковое. В связи с этим
после введения в действие главы 4 ГК крестьянское хозяйство не обязано регистрировать
какие-то изменения своего правового статуса. Исходя из главы 4 ГК, крестьянское
хозяйство перестает быть юридическим лицом, а его учредительные документы
как юридического лица просто теряют силу. А глава крестьянского хозяйства,
будучи признан законом предпринимателем, ни в каких учредительных документах
крестьянского хозяйства не нуждается, так как их наличие не предусмотрено
для деятельности индивидуального предпринимателя.
     В упомянутой статье Е.Матичина и Б.Ткаченко указывают, что если правовой
статус крестьянского хозяйства не изменен, то налоговые органы признают его
юридическим лицом и производят налогообложение как юридического лица. Следует
отметить, что налоговые органы исходят при этом из разъяснения Управления
методологии ресурсных платежей Государственной налоговой службы Российской
Федерации, направленного налоговым инспекциям субъектов РФ (государственной
налоговой инспекции по Омской области, например, это разъяснение было направлено
15 декабря 1996 года за N 04-4-06).
     Данное разъяснение юридической силы ведомственного нормативного акта
не имеет, так как не зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ. Поскольку
в указанном разъяснении говорится, что крестьянское хозяйство следует считать
юридическим лицом до момента приведения своей организационно-правовой формы
в соответствие с Гражданским кодексом, налоговые органы как бы заcтавляют
их преобразовываться в хозяйственные товарищества или производственные кооперативы*(14).
     Закон не установил каких-либо сроков, в течение которых крестьянские
хозяйства должны быть преобразованы в эти организации. Это дело самих крестьянских
хозяйств. Они могут и не создавать кооперативы или товарищества и оставаться
крестьянскими хозяйствами, возглавляемыми индивидуальным предпринимателем.
Думается, что профессор Е. Суханов допускает ошибку, называя крестьянские
хозяйства в этом случае простыми товариществами. Ведь согласно ст.1041 ГК
сторонами договора простого товарищества могут быть только индивидуальные
предприниматели и (или) коммерческие организации. В данном же случае в крестьянском
хозяйстве имеется только один предприниматель. С кем же он заключит договор
простого товарищества? Кроме того, выдел доли участника простого товарищества
производится на основании ст.252, 254 и 255 ГК, а выдел доли члену крестьянского
хозяйства - по правилам, предусмотренным ст.258 ГК.
     Таким образом, действующее законодательство не содержит нормы о правовом
статусе крестьянского хозяйства, возглавляемого индивидуальнымпредпринимателем
и не преобразованного в товарищество или кооператив. Этот статус, по всей
вероятности, будет определен в будущем Законе о крестьянских (фермерских)
хозяйствах.
     Так вправе ли глава крестьянского хозяйства как индивидуальный предприниматель
заключать трудовые договоры с наемными работниками? Во-первых, необходимо
отметить, что, хотя ст.15 КЗоТ требует, чтобы одной из сторон трудового договора
было непременно предприятие, учреждение или организация, ст.253 КЗоТ допускает
из этого правила одно исключение - возможность заключения гражданином трудового
договора с домашними работниками.
     В.И.Никитинский, один из авторов комментария к КЗоТ, не ссылаясь, правда,
на какой-нибудь нормативный акт, считал, что заключать трудовой договор в
качестве работодателя вправе как предприятие, учреждение, организация, так
и отдельный гражданин*(15).
     Во-вторых, косвенным доказательством того, что глава крестьянского хозяйства,
будучи индивидуальным предпринимателем, вправе заключать трудовые договоры
с наемными работниками, служит п.3 ст.25 ГК о несостоятельности индивидуального
предпринимателя, где указано, что в случае его банкротства правом удовлетворения
требований кредиторов за счет имущества банкрота пользуются во вторую очередь
лица, работающие у индивидуального предпринимателя-банкрота по трудовому договору,
в части выплаты им выходных пособий и оплаты труда. Следовательно, подтверждается,
хоть и косвенно, право индивидуального предпринимателя заключать трудовые
договоры с наемными работниками.
     Другое подтверждение этому находим в Инструкции о порядке начисления,
уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального
страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования, Минтруда,
Минфина и Госналогслужбы РФ от 2 октября 1996 года N 162, 2, 87, 07-1-07*(16).
В п.1.2 этой Инструкции указано, что индивидуальные предприниматели, использующие
в своей деятельности труд наемных работников, подлежат обязательной регистрации
в качестве страхователей как работодатели, а в п.1.5 - что эти предприниматели
для регистрации их в качестве страхователей должны как работодатели помимо
других документов представить трудовые договоры наемных работников. Здесь
еще более открыто, чем в ГК, говорится о праве индивидуальных предпринимателей
(а к ним относятся и главы крестьянских хозяйств) заключать трудовые договоры
с наемными работниками.
     Поэтому представляется нелогичным разъяснение заместителя начальника
Правового департамента Минтруда РФ Ю.Клейменова от 4 февраля 1997 года N 28-6,
адресованное Пенсионному фонду РФ и опубликованное в газете "Экономика и жизнь"
(апрель 1997 года, N 15), о том, что индивидуальные предприниматели (значит,
и главы крестьянских (фермерских) хозяйств) хотя и могут заключать трудовые
договоры с наемными работниками, не вправе в то же время вести трудовые книжки
этих работников, а трудовой стаж последних у индивидуальных предпринимателей
подтверждается справками, расчетными книжками и другими документами. Это разъяснение
противоречит п.5 ст.22 Закона о крестьянском хозяйстве, согласно которому
записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших
договор об использовании их труда, вносятся в трудовые книжки главой крестьянского
хозяйства.
     5 мая 1997 года принят Федеральный закон N 77-ФЗ "О внесении изменений
и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России),
Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный
фонд Российской Федерации (России) и в Закон Российской Федерации "О государственных
пенсиях в Российской Федерации", в ст.2 которого сказано буквально следующее:
"Плательщики страховых взносов: ...индивидуальные предприниматели, осуществляющие
прием на работу по трудовому договору". На то, что индивидуальные предприниматели
вправе осуществлять прием на работу по трудовому договору, указано и в понятии
"работодатель", которое дается в п.1 Инструкции о порядке ведения индивидуального
(персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного
пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15
марта 1997 года N 318*(17).
     На наемных работников крестьянского хозяйства полностью распространяется
законодательство о труде с изъятиями, установленными Законом о крестьянском
хозяйстве. Одно из таких изъятий, касающееся приема на работу наемных работников,
представляется неконституционным. Речь идет об ограничении в таком приеме
случаями производственной необходимости (п.1 ст.22 Закона).
     Неконституционным это ограничение является в силу ст.19 Конституции,
согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека
и гражданина независимо от имущественного и должностного положения и других
обстоятельств. При этом запрещаются любые формы ограничения прав граждан по
признакам социальной принадлежности. В свете этих положений Конституции представляется
неправильным установленное крестьянскому хозяйству, его главе-предпринимателю
ограничение в приеме на работу наемных работников только в случаях производственной
необходимости. Ведь ни для какого иного предпринимателя России такие ограничения
не установлены. Не установлены они и для любых юридических лиц.
     В связи с тем, что указанное ограничение противоречит ст.19 Конституции,
считаю, что в соответствии со ст.15 Конституции оно не должно применяться*(18).
Не должно оно применяться и в силу ст.55 Конституции, согласно которой права
и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той
мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства.
     Ограничение в приеме на работу, установленное Законом о крестьянском
хозяйстве, не вызвано необходимостью защиты конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других лиц или необходимостью обеспечения
обороны и безопасности государства. Это очевидно и не требует доказательств.
Видимо, разработчики Закона ввели указанное ограничение, опасаясь эксплуатации
наемных работников в крестьянском хозяйстве и нарушения ст.14 Конституции
СССР, принятой 7 октября 1977 года и провозгласившей "свободный от эксплуатации
труд советских людей". Те, кто разрабатывал и принимал Закон о крестьянском
хозяйстве, исходили, вероятно, и из того, что государственная собственность
на землю исключает наемный труд. Такой труд предполагает только частная собственность
на землю, которую принимавшие Закон явно не желали признавать, хотя и записали
такой вариант в ст.5 Закона, всячески ограничивая права собственника. В настоящее
время право частной собственности на землю закреплено в ст.9 Конституции и
ограничивать наемный труд на этой земле, учитывая свободу труда, предусмотренную
ст.37 Конституции, нет никаких оснований.
     Необходимо заметить, что за время действия Закона о крестьянском хозяйстве
не было ни одного случая привлечения главы крестьянского хозяйства к ответственности
за прием на работу наемных работников при отсутствии в этом производственной
необходимости и ни одного случая проверки самой производственной необходимости
в использовании крестьянским хозяйством наемных работников.
     Количество наемных работников в крестьянском хозяйстве действующее законодательство
не ограничивает. С ними в случаях, предусмотренных трудовым законодательством,
можно заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности
за ущерб, нанесенный крестьянскому хозяйству (ст.121 и 121.1 КЗоТ). Такие
договоры можно заключать, например, с наемными работниками, выполняющими работы
по выращиванию, откорму, содержанию и разведению сельскохозяйственных и других
животных, так как они включены в специальный Перечень должностей и работ,
замещаемых или выполняемых работниками, с которыми можно заключать письменные
договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности
ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки
или применения в процессе производства. Этот Перечень утвержден действующим
в настоящее время постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от
28 декабря 1977 года N 447/24.

           3. Особенности правового регулирования труда главы
                         крестьянского хозяйства

     Особенности правового регулирования труда главы крестьянского хозяйства
вытекают из особенностей его правового положения. В настоящее время это единственный
индивидуальный предприниматель, который работает не только "на себя", но и
на членов крестьянского хозяйства. Полагаю, что законодателем глава крестьянского
хозяйства признан предпринимателем, а само хозяйство лишено статуса юридического
лица для того, чтобы уменьшить налоги крестьянского хозяйства по сравнению
с налогами юридических лиц, упростить бухгалтерский и иной учет и отчетность
и тем самым укрепить экономическое положение, дать возможность употребить
на крестьянский труд в своем хозяйстве время, затрачиваемое на различный учет
и отчетности.
     Являясь одним из членов крестьянского хозяйства, глава этого хозяйства
должен быть не только трудоспособным, как и другие члены этого хозяйства,
но и дееспособным (пп.3, 4 ст.1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве)
*(19). Согласно ст.21 ГК дееспособность гражданина возникает в полном объеме
с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста.
При вступлении в брак до 18 лет гражданин, не достигший 18-летнего возраста,
приобретает дееспособность в полном объеме. Об этом указано и в ст.13 Семейного
кодекса РФ. Полностью дееспособным может быть объявлен и несовершеннолетний,
достигший шестнадцати лет, если он с согласия родителей, усыновителей или
попечителя занимается предпринимательской деятельностью (эмансипация ст.27
ГК). Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по
решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей
или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.
     Полная дееспособность необходима главе крестьянского хозяйства, так как
в соответствии с п.4 ст.1 Закона он представляет интересы крестьянского хозяйства
в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными
органами *(20). Кроме того, полная дееспособность нужна главе крестьянского
хозяйства в связи с тем, что согласно ст.23 ГК к его предпринимательской деятельности,
осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского
кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими
организациями. Без полной дееспособности глава крестьянского хозяйства не
смог бы осуществлять предпринимательскую деятельность в полном объеме (например,
совершать сделки по распоряжению имуществом крестьянского хозяйства в соответствии
с п.2 ст.15 Закона).
     Действующее законодательство содержит ряд ограничений для глав крестьянских
хозяйств. Например, им запрещено совместительство на другой руководящей работе,
то есть работе, связанной с руководством другим трудовым коллективом*(21).
     Не могут быть главами крестьянских хозяйств служащие государственного
аппарата, так как им запрещено работать на другой оплачиваемой работе, кроме
научной, педагогической и иной творческой деятельности*(22). Запрет заниматься
самостоятельной предпринимательской деятельностью содержится в Законе РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления*(23).
В Указании Роскомзема от 15 декабря 1992 года N 23 "О соблюдении правовых
нормативных актов Российской Федерации при регистрации крестьянских (фермерских)
хозяйств" отмечена необходимость соблюдения указанных правил при регистрации
крестьянских хозяйств.
     От других членов крестьянского хозяйства его глава отличается по объему
трудовых прав и обязанностей. Они у него гораздо шире, чем у членов крестьянского
хозяйства. Выше и его ответственность за невыполнение трудовых и иных обязанностей.
Трудовые права и обязанности главы крестьянского хозяйства и его ответственность
за их невыполнение, определенные в Законе и иных нормативных актах, могут
быть уточнены в соглашении между членами хозяйства, о котором шла речь в первом
разделе статьи. Поскольку глава крестьянского хозяйства является одним из
его членов, на него не распространяется трудовое законодательство.
     Закон (п.3 ст.22) возлагает на главу крестьянского хозяйства обязанность
обеспечить безопасные условия труда как для членов своего хозяйства, так и
для наемных работников. В случае причинения увечья либо иного повреждения
здоровья членам крестьянского хозяйства и наемным работникам по вине главы
крестьянского хозяйства возмещение вреда производится по правилам, предусмотренным
главой 59 ГК. Как указано в п.9 ст.25 Закона, материальную ответственность
за ущерб, причиненный членам крестьянского хозяйства и наемным работникам
увечьем и иным повреждением здоровья при исполнении ими своих трудовых обязанностей,
несет крестьянское хозяйство.
     Согласно п.5 ст.22 Закона глава крестьянского хозяйства производит записи
в трудовые книжки членов хозяйства и наемных работников об их трудовом стаже
в крестьянском хозяйстве. Эти записи должны быть подтверждены органом местного
самоуправления. Но ведь глава крестьянского хозяйства является вместе с тем
членом этого хозяйства. Кто же производит соответствующие записи в его трудовую
книжку? Этот вопрос должен быть решен членами крестьянского хозяйства. Видимо,
им целесообразно избрать не только главу хозяйства, но и его заместителя -
не только для внесения соответствующих записей в трудовую книжку главы хозяйства,
но и для его замещения в случае отсутствия или болезни.
     Более высока, чем у членов крестьянского хозяйства, ответственность его
главы за работу в качестве индивидуального предпринимателя. Как следует из
п.3 ст.25 ГК, в случае признания его банкротом требования кредиторов индивидуального
предпринимателя удовлетворяются не за счет имущества крестьянского хозяйства,
то есть всех его членов, а только за счет имущества, принадлежащего главе
крестьянского хозяйства - индивидуальному предпринимателю.


Кандидат юридических наук,
доцент  Ю.Вольдман

                            Примерный договор
           между членами крестьянского (фермерского) хозяйства

_________________________________________________________________________
(наименование хозяйства или (при его отсутствии)
_________________________________________________________________________
фамилия, имя и отчество главы крестьянского (фермерского) хозяйства)

"____"____________19____г.                село___________район___________
              



Бизнес-справочник
цен на товары и услуги

Хотите разместить информацию и прайс Вашего предприятия на нашем сайте?

БЕСПЛАТНО!

Заявка на размещение




Новые прайс-листы

ООО "СтройПолимерКомплект"
г. Санкт-Петербург   76 поз.

ПКФ Торгсервисснаб
г. Екатеринбург   504 поз.

ООО "Ультрастрой"
г. Екатеринбург   5 поз.

ИП Михайлова
г. Тольятти   649 поз.

ТоргСервисСнаб
г. Екатеринбург   504 поз.

По всем вопросам обращайтесь: info@bizspr.ru

Полезная информация