карта сайта
Справочник товаров и цен
  Добавить фирму Добавить прайс




Полезная информация / Власов, Крапивин - Разрешение индивидуальных трудовых споров

Власов, Крапивин - Разрешение индивидуальных трудовых споров


 

Разрешение индивидуальных трудовых споров

Авторы

В.И. Власов

О.М. Крапивин

"Гражданин и право", 2000, N 4


                Разрешение индивидуальных трудовых споров

     Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС
     Порядок рассмотрения жалоб работников в судебном порядке


     Трудовые споры - конфликты между работодателем и работниками в области
трудовых отношений в постсоветские годы стали массовым и хроническим явлением.
Так, например, по данным Верховного Суда Российской Федерации, за период с
1993 по 1998 г. общее количество дел по нарушениям трудовых прав граждан возросло
с 94 тыс. до 1,5 млн, т.е. более чем в 15 раз. А если взять такую наиболее
острую проблему, как нарушения в сфере оплаты труда, то здесь количество рассматриваемых
дел выросло за этот период с 14 тыс. до 1,3 млн (в 70 раз).
     Основной причиной трудовых споров являются разногласия между работником
и работодателем непосредственно или в лице его администрации. По предмету
разногласий споры можно подразделить на три группы в зависимости от непосредственных
причин возникновения.
     Во-первых, разногласия с работодателем и основанные на них споры возникают,
когда работники претендуют на улучшение условий продажи своей рабочей силы
- увеличение заработной платы, надбавок, льгот, продолжительности отпуска,
улучшение бытовых условий на производстве и т.п., а работодатель с этим не
согласен.
     Во-вторых, споры возникают тогда, когда работники хотят сохранить действующие
условия труда при посягательстве на них со стороны работодателя.
     В-третьих, споры юридического характера. К ним относятся те, которые
возникают из-за сложности и противоречивости законодательных и иных нормативных
правовых актов, а также в силу того, что многие административные работники
плохо знают трудовое законодательство, нередко пренебрежительно относятся
к его требованиям, предпочитая к тому же руководствоваться собственными представлениями
при решении тех или иных трудовых вопросов. Слабое знание трудового законодательства
в еще большей степени отмечается у работников, интересы которых оно призвано
защищать.
     Заметим, что и профсоюзные работники нередко затруднены в своих действиях
по защите прав трудящихся, встречая непонимание и сопротивление со стороны
администрации и пассивное (до поры) отношение работников к неправомерным действиям
ее представителей.
     Таким образом, споры юридического характера возникают при нарушении прав,
установленных юридическими актами.
     В соответствии со ст.201 КЗоТ РФ индивидуальные трудовые споры, возникающие
между работниками и администрацией организации по вопросам применения законодательных
и иных нормативных актов о труде, условий трудового договора (контракта),
рассматриваются:
     комиссиями по трудовым спорам;
     районными (городскими) народными судами.
     Индивидуальные трудовые споры по вопросам установления условий труда
рассматриваются в соответствии со ст.219 КЗоТ РФ.
     Согласно указанной ст.219, трудовые споры об установлении работнику новых
и изменении существующих условий труда разрешаются администрацией и соответствующим
профсоюзным органом в пределах предоставленных им прав.
     Эта статья определяет порядок разрешения индивидуального трудового спора
между работником и администрацией, возникшего из-за того, что условия его
трудового договора были нарушены в связи с установлением ему новых или изменением
существующих условий труда.
     Как следует из текстов ст.201 и 219 КЗоТ РФ, индивидуальные трудовые
споры рассматриваются:
     1. На общих основаниях, когда спор работника рассматривается в комиссии
по трудовым спорам (далее - КТС), а затем, если конфликт не исчерпан, в суде.
     2. Трудовые же споры об установлении работнику новых и изменении действующих
условий труда разрешаются с участием соответствующего профсоюзного органа.
     Что касается порядка рассмотрения трудовых споров, то, согласно ст.202
КЗоТ РФ, он регулируется настоящим кодексом и иными законодательными актами,
а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в районных (городских) народных
судах определяется, кроме того, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.
     Помимо нормативных актов, указанных в ст.202, органы по разрешению трудовых
споров руководствуются и другими, в которых есть статьи, посвященные данному
конкретному вопросу. К ним в первую очередь следует отнести положения ст.4,
9, 14, 17, 32, 34, 40, 53, 60 - 63, 166 - 169 Конституции Российской Федерации,
содержащие конституционные основы рассмотрения трудовых споров, нашедшие отражение
как в КЗоТ РФ, ГПК РФ, так и в других законах, иных нормативных правовых актах.
     Следует отметить, что предусмотренный ст.202 КЗоТ РФ порядок рассмотрения
трудовых споров не означает, что работник не вправе обратиться с жалобой на
незаконные действия администрации в другие органы, например в прокуратуру
и иные органы, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства
о труде и его охране.

            Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС

     В соответствии со ст.203 КЗоТ РФ состав Комиссии по трудовым спорам избирается
общим собранием (конференцией) трудового коллектива организации с числом работающих
не менее 15 человек (Трудовые споры работников, занятых в организациях с меньшей
численностью работающих, рассматриваются непосредственно судом.). Избранными
в состав КТС считаются кандидатуры, получившие большинство голосов и за которых
проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции).
     Порядок избрания, численность и состав КТС, срок ее полномочий определяются
общим собранием (конференцией). КТС избирает из своего состава председателя,
заместителя председателя и секретаря КТС.
     По решению общего собрания (конференции) организации КТС могут быть созданы
в ее подразделениях. Эти комиссии избираются коллективами подразделений и
действуют на тех же основаниях, что и КТС организации.
     В КТС подразделений могут рассматриваться трудовые споры в пределах полномочий
этих подразделений.
     Согласно сложившейся практике, работодатель создает условия для работы
КТС - обеспечивает помещением, средствами связи, канцелярскими принадлежностями
и т.п.В крупных организациях работодатель обеспечивает также ведение делопроизводства
КТС, для чего выделяет работника, возлагая на него приказом исполнение соответствующих
обязанностей.
     В соответствии со ст.204 КЗоТ РФ КТС является первичным органом по рассмотрению
трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и другими
законодательными актами установлен иной порядок их рассмотрения. При этом
спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник самостоятельно или с участием
представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал разногласия
при непосредственных переговорах с администрацией.
     Что касается иного порядка рассмотрения трудовых споров, предусмотренного
КЗоТ РФ, то он излагается в его ст.208 и 210. В ст.208 приводится порядок
перенесения рассмотрения трудового спора в районный (городской) суд и обжалования
решений КТС. Так, если КТС в десятидневный срок не рассмотрела трудовой спор,
кроме случаев, указанных в части первой ст.206 КЗоТ РФ (То есть работник не
сделал письменного заявления о рассмотрении спора в его отсутствии и затем
дважды не явился на заседния КТС без уважительных причин.), заинтересованный
работник вправе перенести его на рассмотрение в районный (городской) народный
суд.
     Решение КТС может быть обжаловано работником или администрацией организации
в районный (городской) суд в десятидневный срок со дня вручения им копии решения
КТС. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в приеме заявления.
Признав причины пропуска уважительными, суд может восстановить этот срок и
рассмотреть спор по существу.
     Согласно ст.210, в районных (городских) судах рассматриваются трудовые
споры:
     по заявлению работника, администрации или соответствующего профессионального
союза, защищающего интересы работника, являющегося членом этого профсоюза,
когда они не согласны с решением КТС;
     по заявлению прокурора, если решение КТС противоречит законодательству.
     Непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются
трудовые споры по заявлениям:
     работников организаций, где КТС не созданы;
     работников о восстановлении на работе независимо от основания прекращения
трудового договора (контракта), об изменении даты и формулировки причины увольнения,
об оплате времени вынужденного прогула или выполнения неоплаченной работы;
     администрации о возмещении работником материального ущерба, причиненного
организации.
     Непосредственно в районных (городских) судах рассматриваются также споры
об отказе в приеме на работу:
     лиц, приглашенных в порядке перевода из другой организации;
     молодых специалистов, окончивших высшее или среднее специальное учебное
заведение и направленных в установленном порядке на работу в данную организацию;
     других лиц, с которыми администрация организации в соответствии с законодательством
обязана заключить трудовой договор (контракт).
     Кроме того, непосредственно в суде, т.е. минуя КТС, рассматриваются исковые
требования о защите чести и достоинства работника, а также о денежной компенсации
морального вреда (ст.213 КЗоТ РФ).
     К компетенции КТС законодательством не отнесено рассмотрение споров по
вопросам:
     установления норм труда, норм обслуживания, должностных окладов, тарифных
ставок, изменения штатов;
     исчисления трудового стажа для предоставления льгот и преимуществ, когда
законом или нормативным правовым актом о труде установлен иной порядок их
рассмотрения. Отсутствие такого нормативного акта дает право работнику обратиться
по этому вопросу в КТС;
     установления изменения условий оплаты труда (например, о присвоении тарифных
разрядов) или премирования.
     Неподведомственны КТС и другие споры, разрешение которых отнесено законом
к компетенции иных органов, в частности суда.
     Решение о том, относится или не относится тот или иной вопрос к компетенции
КТС, принимается на ее заседании. Определив, что решение данного вопроса не
относится к ее компетенции, КТС принимает об этом соответствующее решение,
которое заинтересованный работник вправе обжаловать в суде в порядке, предусмотренном
ст.208 КЗоТ РФ.
     В соответствии со ст.205 КЗоТ РФ работник вправе обратиться в КТС в трехмесячный
срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может
его восстановить и разрешить спор по существу. Заявление работника, поступившее
в КТС, подлежит обязательной регистрации.
     Согласно ст.221 КЗоТ РФ, течение сроков, с которыми настоящий Кодекс
связывает возникновение нарушения трудовых прав, начинается на следующий день
после календарной даты, которой определено начало нарушения. Сроки, исчисляемые
месяцами, истекают в соответствующее число последнего месяца срока.
     При пропуске срока вопрос о том, является или не является причина пропуска
уважительной, решается коллегиально на заседании КТС, исходя из представленных
работником доказательств.
     Член КТС, принявший заявление, обязан его зарегистрировать в специальном
регистрационном журнале: указать дату поступления заявления, его содержание.
Регистрационная запись должна быть заверена лицом, принявшим заявление.
     В соответствии со ст.206 КЗоТ РФ КТС обязана рассмотреть трудовой спор
в десятидневный срок со дня подачи заявления. Заседание КТС считается правомочным,
если на нем присутствует не менее половины избранных в ее состав членов.
     Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, и
представителя администрации. Рассмотрение спора в отсутствии работника допускается
лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника на заседание
КТС рассмотрение заявления откладывается. В случае вторичной неявки работника
без уважительных причин КТС может вынести решение о снятии данного заявления
с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление повторно.
     КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов,
представителей профсоюзов, действующих в организации. По требованию КТС администрация
обязана представлять ей необходимые расчеты и документы.
     К сожалению, в ст.206 КЗоТ РФ не приводится процедура рассмотрения трудового
спора в КТС. Поэтому представляется целесообразным остановиться на некоторых
вопросах, возникающих в практике проведения заседаний комиссий.
     1. На заседании КТС ведется протокол, в котором фиксируются выступления
участников процесса, в том числе экспертов, свидетелей, представителей профсоюзной
организации и др.
     2. В действующем законодательстве нет нормы о возможности отводов членов
КТС по заявлению (ходатайству) работника или представителя администрации,
поданному до начала или в процессе заседания комиссии. Учитывая актуальность
этого вопроса - необходимость учета интересов сторон, исключения из процесса
рассмотрения спора заинтересованных лиц, - в практике допускается отвод членов
КТС.
     3. Полномочным представителем администрации признается то должностное
лицо, которое вправе самостоятельно решить спорный вопрос или имеет оформленное
приказом (распоряжением) полномочие представлять в КТС интересы администрации.
     4. Не только КТС, но и работник, а также представитель администрации
должны иметь право вызывать свидетелей, приглашать экспертов. Безусловно,
должно быть подтверждено право работника приглашать в качестве своего защитника
представителя профсоюзной организации, членом которой он является.
     В ст.207 КЗоТ РФ приводится порядок принятия КТС решений. Она принимает
решение большинством голосов присутствующих на заседании своих членов комиссии.
При этом член комиссии, не согласный с решением большинства, обязан подписать
протокол заседания комиссии, но вправе изложить в нем свое мнение. Копия решения
комиссии вручается работнику и администрации в трехдневный срок со дня принятия
решения.
     Как видим, порядок принятия КТС решений предельно лаконичен, в связи
с чем целесообразно его прокомментировать.
     Во-первых, решения КТС должны быть основаны на законодательных и иных
правовых нормативных актах, соглашениях, коллективном договоре. Они должны
быть ясными, мотивированными6 излагаться в категорической (обязательной) форме,
в виде окончательных требований.
     Во-вторых, решение КТС, принятое большинством голосов ее членов, не может
быть пересмотрено. Оно окончательно и подлежит исполнению.
     В-третьих, в решении КТС указывается: полное наименование организации,
фамилия, имя, отчество заявителя, дата обращения в КТС и дата рассмотрения
спора, его существо, фамилии и инициалы членов комиссии, присутствующих на
заседании, представителей работодателя, профсоюзной организации, результаты
голосования и мотивированное решение. Решения КТС целесообразно доводить до
членов трудового коллектива, используя для этого имеющиеся средства информации.
     Согласно ст.209 КЗоТ РФ, решение КТС (кроме решения о восстановлении
на работе) подлежит исполнению администрацией организации в трехдневный срок
по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. Порядок исполнения
решения КТС о восстановлении на работе незаконно переведенного работника регулируется
ст.215 настоящего Кодекса.
     В случае неисполнения администрацией организации решения КТС в установленный
срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, имеющее
силу исполнительного листа. Это удостоверение работник не позднее трехмесячного
срока со дня его получения в КТС предъявляет в суд. Судебный исполнитель приводит
решение КТС в исполнение в принудительном порядке. Удостоверение не выдается,
если работник или администрация обратились в установленный срок о разрешении
трудового спора в районный (городской) суд.
     На основании удостоверения, выданного КТС и предъявленного не позднее
трехмесячного срока со дня его получения в районный (городской) народный суд,
судебный исполнитель приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке.
В случае пропуска работником установленного срока по уважительным причинам
КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.
     Решения КТС о восстановлении на работе принимаются в порядке, предусмотренном
ст.213 и 215 КЗоТ РФ. Согласно ст.213, в случае увольнения без законного основания
или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода
работу работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим
трудовой спор.
     При вынесении решения о восстановлении на работе орган, рассматривающий
трудовой спор (КТС или суд), одновременно принимает решение о выплате работнику
среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке
за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. По просьбе работника орган,
рассматривающий трудовой спор, может ограничиться решением о взыскании в его
пользу указанных выше компенсаций и об изменении формулировки основания увольнения
на увольнение по собственному желанию.
     В случае признания формулировки увольнения неправильной или не соответствующей
действующему законодательству орган, рассматривающий трудовой спор, обязан
изменить ее и указать в решении причину увольнения в точном соответствии с
формулировкой действующего законодательства и со ссылкой на соответствующую
статью (пункт) закона. Если неправильная или не соответствующая законодательству
формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению
работника на новую работу, орган, рассматривающий трудовой спор, одновременно
принимает решение о выплате ему среднего заработка за все время вынужденного
прогула.
     В случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного
порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд вправе по
требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации
морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации
определяется судом.
     В случае незаконного увольнения или увольнения с нарушением установленного
порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу работнику полагается:
     - предоставить ту же самую должность, работу, которую он выполнял до
незаконного увольнения, перевода на другую работу; - выплатить средний заработок
за все время вынужденного прогула или разницу в заработке за время работы
на нижеоплачиваемой должности;
     - по требованию работника вынести в судебном порядке решение о возмещении
денежной компенсации за моральный вред, причиненный ему незаконными действиями
администрации.
     КТС и суд признают увольнение работника незаконным, если действительные
обстоятельства увольнения не отвечают положениям той статьи и пункта КЗоТ
РФ, на которые работодатель ссылается в приказе, а затем и в трудовой книжке
как на основание увольнения, или если работник уволен на основании, которого
нет в законодательстве. В свою очередь перевод на другую работу является незаконным,
если он произведен без письменного согласия работника, за исключением случаев,
предусмотренных частью третьей ст.25 и ст.26 и 27 КЗоТ РФ.
     Нарушение порядка увольнения выражается, в частности, также в том, что
работник уволен без согласия выборного профсоюзного органа и некоторых других
органов в тех случаях, когда такое согласие требуется (ст.35 и 235 КЗоТ РФ).
Незаконным является также увольнение работника в соответствии с п.1,2 и 6
ст.33 КЗоТ РФ без принятия работодателем мер по трудоустройству работника
- перевода с его письменного согласия на другую работу. Во всех случаях КТС,
прежде чем принять решение, должна проверить законность увольнения работника
или перевода его на другую работу, а также соблюдение работодателем процедуры
как увольнения, так и перевода на другую работу.
     Что касается положений ст.215 КЗоТ РФ, то они касаются порядка исполнения
решений о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного
на другую работу работника. Такое решение, принятое органом по рассмотрению
трудовых споров, подлежит немедленному исполнению. При задержке администрацией
организации исполнения решения суда о восстановлении на работе незаконно уволенного
или переведенного на другую работу работника суд, принявший решение о восстановлении
работника на работе, выносит определение о выплате ему среднего заработка
или разницы в заработке за все время задержки этой выплаты.
     Если работодатель не согласен с решением КТС и подал соответствующее
заявление в суд, он тем не менее обязан немедленно выполнить решение КТС.
При немедленном исполнении решения суда о восстановлении на работе и с последующим
разрешением спора не в пользу работника допускается поворот исполнения ранее
принятого решения (ст.430-432 ГПК РФ). Поворот исполнения ранее принятого
решения о восстановлении на работе осуществляется в соответствии с новым решением
суда, вынесенным по данному вопросу.
     Задержки исполнения решения суда о восстановлении на работе проявляются
по-разному. Например, неиздание работодателем приказа о восстановлении работника;
предоставление работнику не той должности, работы, которая указана в решении
суда о восстановлении на работе; непредоставление работнику прежней работы,
хотя приказ о восстановлении издан. В этой связи работник может обратиться
в тот же суд с жалобой на незаконные действия работодателя. Суд, в свою очередь,
с соблюдением всех необходимых формальностей выносит определение о выплате
работнику среднего заработка или разницы в заработке за все время задержки
выполнения решения о восстановлении работника на прежней работе.
     Порядок возложения материальной ответственности на должностное лицо,
виновное в незаконном увольнении или переводе работника, излагается в ст.214
КЗоТ РФ. Суд возлагает на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении
или переводе работника на другую работу, обязанность возместить ущерб, причиненный
организации в связи с оплатой за время вынужденного прогула или за время выполнения
нижеоплачиваемой работы.
     Такая обязанность возлагается, если увольнение или перевод произведены
с явным нарушением закона или администрация задержала исполнение решения суда
о восстановлении работника на работе.
     Размер возмещения ущерба не может превышать трех месячных должностных
окладов должностного лица.
     Определение явного нарушения закона применительно к положениям ст.213
КЗоТ РФ даны в п.48 постановления пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря
1992 г. К ним относятся:
     увольнение работника по инициативе работодателя без согласия выборного
профсоюзного органа, когда такое согласие является обязательным; или по основаниям,
не предусмотренным законом;
     перевод на другую работу или увольнение члена совета трудового коллектива
без согласия этого совета;
     увольнение женщин в случаях, указанных в части второй ст.170 КЗоТ РФ,
когда работодателю было известно о наличии обстоятельств, исключающих возможность
увольнения;
     увольнение несовершеннолетних работников без согласия комиссии по делам
несовершеннолетних (ст.183 КЗоТ РФ);
     увольнение или перевод не освобожденных от производственной работы председателей
и членов профсоюзных органов, профгрупоргов с нарушением гарантий, предусмотренных
ст.235 КЗоТ РФ;
     перевод работника без его согласия на другую постоянную работу.
     Привлечение должностного лица к участию в деле на стороне ответчика-работодателя
не лишает его права быть представителем ответчика.
     Поскольку КТС является первичным органом рассмотрения многих трудовых
споров, а нарушение трудовых прав может коснуться практически каждого работника,
все работники должны знать полномочия и порядок работы этой комиссии. К тому
же рассмотрение трудовых споров должно базироваться на законодательно установленной
процедуре, которую обязаны неукоснительно соблюдать члены КТС. В противном
случае принятое ими решение может оказаться противоречащим закону, необоснованно
ущемить права одной из сторон спора - работника или администрации.
     Чтобы полномочия и процедура работы КТС стали известны всем работникам
и членам КТС, в организации целесообразно разработать Положение о комиссии
по трудовым спорам, утвердив его на общем собрании (конференции) трудового
коллектива. Для того чтобы оказать читателям практическую помощь в этом, мы
предлагаем их вниманию макет такого Положения.

                                                         Утверждено общим
                                                 собранием (конференцией)
                                                     трудового коллектива
                                                  "___" _________ 2000 г.
                                                          Протокол N ___.


                               Положение
                  о Комиссии по трудовым спорам (КТС)

_________________________________________________________________________
                      (наименование организации)

     Настоящее Положение определяет компетенцию, порядок  формирования  и
работы КТС в соответствии с законодательством.

                           1. Компетенция КТС

     1.1. КТС является первичным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых
споров, возникающих в организации (ее подразделениях), за исключением споров,
по которым КЗоТ РФ и другими законодательными актами установлен иной порядок
их рассмотрения.
     1.2. КТС не рассматривает споры:
     - не являющиеся индивидуальными трудовыми спорами по применению законодательства
о труде, соглашений и коллективных договоров, условий трудового договора (контракта);
     - рассмотрение которых законом отнесено к исключительной компетенции
суда;
     - для рассмотрения которых законодательством установлен иной порядок;
     В частности, КТС не рассматривает споры по вопросам:
     - установления норм труда, норм обслуживания, должностных окладов и тарифных
ставок;
     - исчисления трудового стажа для предоставления льгот и преимуществ,
когда законом или иным нормативным правовым актом о труде установлен иной
порядок их рассмотрения. Отсутствие такого нормативного акта дает право работнику
обратиться по этому вопросу в КТС;
     - установления или изменения условий оплаты труда и премирования;
     - о выплате единовременных премий, не предусмотренных положениями об
оплате труда, лишении премии, если оно произведено в соответствии с законодательством
не единолично администрацией, а по ее решению, согласованному с соответствующим
выборным профсоюзным органом.

                     2. Порядок избрания состава КТС

     КТС избирается общим собранием (конференцией) трудового  коллектива
_________________________________________________________________________
                        (наименование организации)

     Избранными в состав комиссии считаются кандидатуры, получившие большинство
голосов и за которых проголосовало более половины лиц, участвующих в собрании
(конференции). В случае выбытия члена (членов) КТС взамен их избирается другой
(другие).
Численность КТС _________________________.
Срок полномочий _________________________.
     Комиссия  избирает  из  своего  состава  председателя,   заместителя
председателя и секретаря.

                 3. Право работников на обращение в КТС

     3.1. В КТС рассматриваются индивидуальные трудовые споры работников,
находящихся с организацией в трудовых отношениях, в том числе:
     - совместителей;
     - надомников;
     - иностранных рабочих;
     - временных работников;
     - сезонных работников;
     - лиц, не работающих в организации, по спорам, возникшим из их прежних
трудовых отношений с этой организацией (в пределах сроков, установленных для
обращения в КТС);
     - лиц, приглашенных на работу в организацию из другой организации по
спорам, входящим в ее компетенцию;
     - студентов вузов, учащихся средних специальных учебных заведений и школ,
проходящих в организации производственную практику и зачисленных по трудовому
договору (контракту) на рабочие места.
     3.2. Трудовой спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник самостоятельно
или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал
разногласия при непосредственных переговорах с администрацией.
     3.3. Работник вправе обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда
он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска
по уважительным причинам установленного срока КТС может восстановить срок
и разрешить спор по существу. Заявление на работника, поступившее в КТС, подлежит
обязательной регистрации. С момента обращения работника в КТС исчисляется
срок рассмотрения спора.
     Отказ в приеме заявления по мотивам пропуска работником трехмесячного
срока не допускается. Если КТС придет к выводу, что этот срок пропущен по
неуважительной причине, то она отказывает в удовлетворении требований работника.
     Течение сроков, с которыми связывается возникновение или прекращение
права работника обратиться в КТС, начинается на следующий день, после которого
работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
     Сроки исчисления месяцами истекают в соответствующее число последнего
месяца (третьего). Если последний день срока приходится на нерабочий день,
то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
     3.4. КТС обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок со дня
подачи заявления.
     3.5. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление,
и представителя администрации.
     Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному
заявлению. В случае неявки работника на заседание комиссии рассмотрение заявления
откладывается. В случае вторичной неявки работника без уважительных причин
КТС может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не
лишает работника права подать заявление повторно. В этом случае срок рассмотрения
спора в КТС исчисляется с момента подачи второго заявления и с учетом трехмесячного
срока, установленного для обращения в комиссию.
     3.6. Решение КТС по трудовым спорам (кроме решений о восстановлении на
работе) подлежит исполнению администрацией организации в трехдневный срок
по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.
     Решение КТС о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного
на другую работу работника подлежит немедленному исполнению - на другой день
после принятия решения КТС.
     3.7. В случае неисполнения администрацией организации решения КТС в установленный
срок работнику выдается комиссией удостоверение, имеющее силу исполнительного
листа. Удостоверение выдается, если работник или администрация обратились
в установленный срок с заявлением о разрешении трудового спора в районный
(городской) народный суд.
     На основании удостоверения, выданного КТС и предъявленного не позднее
трехмесячного срока со дня его получения в районный (городской) народный суд,
судебный исполнитель приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке.
В случае пропуска работником трехмесячного срока по уважительным причинам
КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

                         4. Регламент работы КТС

     4.1. Прием заявлений в КТС производится ___________________________
________________________________________________________________________
  (секретарем, иными членами КТС, лицом, уполномоченным администрацией)
в помещении ____________________________________________________________
в дни______________________ с ____ до ______ часов.
     4.2.   Заявления   работников   подлежат   регистрации   в   журнале
_______________, в котором также фиксируется ход рассмотрения споров, его
результаты.
     Форма журнала является составной частью настоящего Положения.
     4.3. КТС обязана рассмотреть трудовой спор в 10-дневный срок со дня приема
заявления. О времени рассмотрения спора КТС заблаговременно извещает работника
и администрацию (ее представителя).
     4.4. КТС имеет право приглашать на свои заседания свидетелей, представителей
профсоюзов.
     4.5. Представители профсоюзов могут выступать в интересах работника по
его просьбе, а также по собственной инициативе.
     4.6. По запросу КТС администрация обязана предоставить ей все необходимые
документы.
     4.7. В начале заседания КТС работник вправе заявить мотивированный отвод
любому члену комиссии или свидетелю. Вопрос об удовлетворении отвода решается
комиссией. В этом случае рассмотрение заявление работника может быть перенесено
на другое время.
     4.8. Заседание КТС является правомочным, если в нем участвует не менее <



Бизнес-справочник
цен на товары и услуги

Хотите разместить информацию и прайс Вашего предприятия на нашем сайте?

БЕСПЛАТНО!

Заявка на размещение




Новые прайс-листы

ООО "СтройПолимерКомплект"
г. Санкт-Петербург   76 поз.

ПКФ Торгсервисснаб
г. Екатеринбург   504 поз.

ООО "Ультрастрой"
г. Екатеринбург   5 поз.

ИП Михайлова
г. Тольятти   649 поз.

ТоргСервисСнаб
г. Екатеринбург   504 поз.

По всем вопросам обращайтесь: info@bizspr.ru

Полезная информация