карта сайта
Справочник товаров и цен
  Добавить фирму Добавить прайс




Полезная информация / Перевозка грузов автотранспортом

Перевозка грузов автотранспортом


 

Перевозка грузов автотранспортом

Автор

С.Г. Ляпунов

"Гражданин и право", 2001, N 7, 8

 

                    Перевозка грузов автотранспортом

     Используемые понятия
     Организация перевозок
     Документы, оформляемые в связи с перевозкой
     Требования, предъявляемые к грузу
     Погрузка-разгрузка груза
     Правила осуществления перевозки

     На сегодняшний день в необходимости осуществления грузоперевозок, особенно
автомобильным транспортом никто не сомневается. Огромный грузооборот, осуществляемый
этим видом транспорта, обеспечивает поддержку значительной части экономики
России.
     Нынешнее законодательство достаточно четко определяет правила осуществления
перевозок и их документального оформления. Причем рыночные отношения заставляют
все больше и больше вопросов оставлять на усмотрение участвующим в сделке
по перевозке грузов сторонам. Естественным образом это касается прежде всего
договора перевозки, в который наряду с обязательными могут быть включены любые
условия, признаваемые сторонами в качестве таковых.
     Надо отметить, что транспортное законодательство наряду с договором перевозки
устанавливает необходимость оформления целого ряда сопутствующих перевозке
документов, в которых должны найти свое отражение четко определенные сведения
о перевозимом грузе, сторонах, участвующих в рассматриваемых отношениях, об
условиях перевозки. Законодательство, императивно установив круг этих сведений,
не оставило ничего на усмотрение грузоотправителя, грузоперевозчика или других
лиц. Жесткие рамки формы таких документов обеспечивают точность и оперативность
перевозки, а также защиту интересов сторон. Главное в данных отношениях -
точно и неукоснительно следовать требованиям законодательства, предъявляемым
к оформлению перевозок.
     Вполне достаточно урегулированы не только правила осуществления и организации
перевозок, но и правила погрузки и разгрузки.

                          Используемые понятия

     В данной статье будут использоваться следующие понятия:
     грузовое транспортное средство - самоходное транспортное средство, предназначенное
для перевозок грузов, либо самоходное транспортное средство с прицепом или
полуприцепом;
     автомобиль прикрытия - автомобиль, выделяемый перевозчиком груза или
грузоотправителем для сопровождения крупногабаритного и тяжеловесного груза;
     патрульный автомобиль ГИБДД - автомобиль ГИБДД, сопровождающий крупногабаритный
и тяжеловесный груз с целью обеспечения безопасности движения на маршруте
перевозки;
     крупногабаритный груз - груз, который с учетом габаритов транспортного
средства превышает установленные на территории РФ габариты для движения транспортных
средств по автомобильным дорогам;
     тяжеловесный груз - груз, вес которого с учетом массы транспортного средства
превышает установленные на территории РФ вес транспортного средства или нагрузку
на ось транспортного средства;
     опасный груз - вещества, изделия из них, отходы производственной и иной
хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке
создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной
среде, повредить или уничтожить материальные ценности;
     специальное разрешение - разовое дополнительное разрешение на проезд
конкретного транспортного средства с крупногабаритным или тяжеловесным либо
опасным грузом по территории государства, а также разовое разрешение на проезд
конкретного транспортного средства, принадлежащего перевозчику одного из договаривающихся
государств, по территориям таких государств в третьи государства или из третьих
государств;
     опасные грузы, требующие особых мер предосторожности при перевозке -
вещества и материалы с физико-химическими свойствами высокой степени опасности
по ГОСТ 19433-88;
     грузы, перевозки которых осуществляют навалом - уголь, руды всех групп,
природные камни, песок, песчано-гравийные смеси, галька, гравий, щебень, известняк,
мел, бутовый камень, керамзит, грунт (в том числе земля, глина, торф), отходы
производства и строительства, бытовые отходы, мусор.

                          Организация перевозок

     Согласно Уставу автомобильного транспорта РСФСР (утв. постановлением
СМ РСФСР от 8 января 1969 г. N 12), предприятия и организации автомобильного
транспорта общего пользования РСФСР принимают к перевозке:
     грузы на основании утвержденных в установленном порядке планов;
     вне плана - грузы разового характера при предъявлении их мелкими отправками,
грузы, предъявляемые населением вне плана и вне очереди - грузы, перевозка
которых вызвана стихийным бедствием или аварией;
     при централизованных перевозках - по договору на перевозку грузов автомобильным
транспортом и по согласованным графикам, составленным с учетом производственных
процессов основного производства у грузоотправителей и грузополучателей, грузы
с промышленных предприятий, баз, складов, станций железных дорог, из портов
(с пристаней) и аэропортов. При этом автотранспортные предприятия и организации
обязаны обеспечить перевозку грузов, а грузоотправители (грузополучатели)
своевременно предъявить к перевозке грузы в размерах, предусмотренных договором
на перевозку грузов автомобильным транспортом или принятым к исполнению разовым
заказом. Автотранспортные предприятия и организации обязаны обеспечивать своевременную
подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки и выгрузки в соответствии
с договорами на перевозку грузов автомобильным транспортом. Типы и количество
автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов, определяются
автотранспортными предприятиями и организациями в зависимости от объема и
характера перевозок. Транспортное предприятие обязано подавать грузоотправителям
под погрузку исправный подвижной состав в состоянии, пригодном для перевозки
данного вида груза и отвечающем санитарным требованиям. Подача подвижного
состава, непригодного для перевозки обусловленного договором груза, согласно
Уставу автомобильного транспорта РСФСР, приравнивается к неподаче транспортных
средств.
     Автотранспортные предприятия и организации в случае неподачи по их вине
подвижного состава, предусмотренного согласованными месячными заданиями на
перевозку грузов, обязаны по требованию грузоотправителей (грузополучателей)
выделять подвижной состав для восполнения недогруза в течение следующего месяца
данного квартала. Подвижной состав, не поданный в последнем месяце квартала,
должен быть выделен в первом месяце следующего квартала.
     При перевозке опасных грузов должен быть сопровождающий. В соответствии
с п.2.5.1 приказа Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73 "Об утверждении Правил
перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" за подбор этих лиц и их
инструктаж ответственность несут руководители автотранспортных организаций.
     Автотранспортная организация, выполняющая перевозку опасных грузов, осуществляет
разработку маршрута их транспортировки. Выбранный маршрут подлежит обязательному
согласованию с подразделениями ГИБДД МВД России. При разработке маршрута транспортировки
автотранспортная организация должна руководствоваться следующими основными
требованиями:
     вблизи маршрута транспортировки не должны находиться важные крупные промышленные
объекты;
     маршрут транспортировки не должен проходить через зоны отдыха, архитектурные,
природные заповедники и другие особо охраняемые территории;
     на маршруте транспортировки должны быть предусмотрены места стоянок транспортных
средств и заправок топливом;
     маршрут транспортировки не должен проходить через крупные населенные
пункты (в случае необходимости перевозки опасных грузов внутри крупных населенных
пунктов маршруты движения не должны проходить вблизи зрелищных, культурно-просветительных,
учебных, дошкольных и лечебных учреждений).
     Согласованный с подразделениями ГИБДД МВД России маршрут транспортировки
действителен в срок, указанный в разрешении. В случае, когда такой срок не
указан, опасный груз может перевозиться по согласованному маршруту в течение
шести месяцев со дня согласования.
     Автомобиль, перевозящий опасный груз, должен быть внешне оформлен следующим
образом:
     на транспортное средство должны быть прикреплены информационные таблицы
для обозначения транспортных средств;
     кузова транспортных средств, автоцистерны, прицепы и полуприцепы-цистерны,
постоянно занятые на перевозках опасных грузов, должны быть окрашены в установленные
для этих грузов опознавательные цвета и иметь соответствующие перевозимому
грузу надписи.
     Практические мероприятия по обеспечению наличия средств индивидуального
отличия осуществляются автотранспортными организациями совместно с грузоотправителями
(грузополучателями).
     Автотранспортная организация при перевозке опасных грузов обязана произвести
дооборудование и оснащение транспортных средств в соответствии с предъявляемыми
к ним требованиями, а также организовать специальную подготовку или инструктаж
обслуживающего персонала, занятого на работах с опасными грузами, и обеспечить
его средствами индивидуальной защиты.
     Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предъявляют
определенные требования к водителям транспортных средств, управляющим транспортными
средствами, предназначенными для перевозки опасных грузов. Так, водитель,
выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти специальную подготовку
или инструктаж. Водитель, временно занятый на перевозках опасных грузов, обязан
пройти инструктаж по особенностям перевозки конкретного вида груза. Водители,
постоянно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский
осмотр при поступлении на работу и последующие медицинские осмотры в соответствии
с установленным графиком, но не реже одного раза в три года, а также предрейсовый
медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов. Водители,
временно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский
осмотр при назначении их на данный вид перевозок и предрейсовый медицинский
контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.
     При организации перевозки крупногабаритного или тяжеловесного груза предварительно
должен быть выбран маршрут движения с грузом. При определении маршрута должна
быть оценена грузоподъемность и габариты инженерных сооружений на предлагаемом
маршруте, Чтобы обеспечить безопасность перевозки и сохранность автомобильной
дороги и инженерных сооружений, должна быть оценена необходимость принятия
иных мер по обеспечению безопасности движения на маршруте перевозки.
     Согласно п.2.4 распоряжения первого заместителя Премьера Правительства
Москвы от 29 октября 1999 г. N 878-РЗП "Об утверждении Положения о порядке
эксплуатации автотранспортных средств, осуществляющих перевозку грузов навалом,
а также различных видов отходов, мусора и других подобных грузов в г. Москве",
при осуществлении перевозок насыпью автотранспортное предприятие должно оснастить
автомобили, перевозящие такие грузы, тентовыми укрытиями кузовов, не допускающими
высыпание и выпыливание груза из кузовов в процессе транспортировки.
     Основными требованиями к тентовым укрытиям кузовов автомобилей, перевозящих
указанные в Положении грузы, являются:
     укрытие 100% площади кузова автомобиля;
     отсутствие зазоров между тентовым укрытием и кузовом автомобиля.

               Документы, оформляемые в связи с перевозкой

     До начала совершения каких-либо действий по перевозке груза автотранспортные
предприятия или организации заключают с грузоотправителями или грузополучателями
договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом.
     Прямым договором на перевозку какого-то конкретного груза является основной
документ на перевозку - накладная (товарно-транспортная накладная, коносамент
и др.). Договоры же длительного срока действия между перевозчиком и потребителями
транспортных услуг правильнее именовать договорами организации перевозки,
транспортного обслуживания и т.п., отражая в них, как правило, только вопросы,
которые являются специфическими для перевозок тех или иных грузов: сроки доставки,
температурный режим, регулярность подачи (и куда) транспортных средств, особенности
погрузки/выгрузки, тип подвижного состава, особые условия перевозки (с горки
не спускать, на воздушной подушке и т.д.). Многие же другие вопросы, которые
в обычных хозяйственных договорах могут быть предметом согласования сторон,
в транспортном договоре таковыми не являются (за исключением допускаемых деталей,
не влияющих на безопасность движения), и в договоре по ним достаточно положений,
отсылающих к нормам, установленным в транспортном законодательстве.
     Согласно ст.785 ГК РФ, "по договору перевозки груза перевозчик обязуется
доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его
управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется
уплатить за перевозку груза установленную плату".
     Договоры могут заключаться на одну перевозку, на несколько перевозок,
на определенный срок.
     На основании плана перевозок грузов автотранспортные предприятия или
организации заключают с грузоотправителями или грузополучателями годовые договоры
на перевозку грузов автомобильным транспортом.
     Годовой договор может заключаться также автотранспортным предприятием
или организацией, со снабженческо-сбытовой или иной организацией, не являющейся
грузоотправителем или грузополучателем. В этом случае в соответствии с договором
организации, не являющиеся грузоотправителями или грузополучателями, пользуются
правами и несут обязанности и ответственность, предусмотренные для грузоотправителей
и грузополучателей.
     Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Минавтотрансом
РСФСР 25 октября 1974 г. по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем
РСФСР) утвержден типовой годовой договор на перевозку грузов автомобильным
транспортом.
     Согласно этим правилам, договор перевозки грузов автомобильным транспортом
имеет следующее содержание:
     1. Наименование автотранспортного предприятия.
     2. Наименование грузоотправителя, грузополучателя.
     3. Предмет договора:
     3.1. Объем перевозки;
     3.2. Транспортно-экспедиционные услуги;
     3.3. Сумма договора.
     4. Условия перевозок:
     4.1. Условия выполнения перевозок грузов;
     4.2. Основание перевозки грузов;
     4.3. Форма заявок;
     4.4. Приложения к заявкам;
     4.5. Обязанности автотранспортного предприятия;
     4.6. Обязанности грузоотправителя;
     4.7. Дополнительные условия.
     5. Расчеты за перевозку:
     5.1. Размер платы за перевозку грузов;
     5.2. Размер сборов за выполнение автотранспортным предприятием связанных
с перевозкой операций и услуг;
     5.3. Причитающиеся автотранспортному предприятию суммы за перевозку грузов
и связанные с ней транспортно-экспедиционные операции;
     5.4. Окончательный расчет по платежам за перевозку грузов, а также за
транспортно-экспедиционные операции и другие услуги.
     6. Ответственность сторон.
     7. Срок действия договора и юридические адреса сторон.
     По договору на перевозку грузов автомобильным транспортом автотранспортное
предприятие или организация обязывается в установленные сроки принимать, а
грузоотправитель предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В годовом
договоре устанавливаются объемы и условия перевозок, порядок расчетов и определяются
рациональные маршруты и схемы грузопотоков.
     На перевозку грузов грузоотправитель представляет в автотранспортное
предприятие или организацию при наличии годового договора на перевозку грузов
соответствующую заявку, а при отсутствии годового договора -разовый заказ.
     Грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или
организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную
накладную, которая составляется, как правило, в четырех экземплярах, которая
является основным перевозочным документом и по которой производится списание
этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. При этом
составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной подтверждается
заключение договора перевозки груза.
     Грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными,
автотранспортным предприятием или организацией в соответствии с п.47 Устава
автомобильного транспорта РСФСР к перевозке не принимаются.
     Перевозка грузов нетоварного характера оформляется актом замера или актом
взвешивания.
     Перевозки однородных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного
грузополучателя на одно и то же расстояние могут оформляться одной товарно-транспортной
накладной, одним актом замера или одним актом взвешивания суммарно на всю
работу, выполненную автомобилем в течение смены.
     Перевозимый груз является материальной ценностью, и за нее кто-то должен
нести ответственность. Такая ответственность возлагается на экспедитора, с
которым заключается договор транспортной экспедиции.
     Согласно ст.801 ГК РФ, "по договору транспортной экспедиции одна сторона
(экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента
- грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение
определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза".
     Договором транспортной экспедиции на экспедитора могут быть возложены
такие обязанности, как:
     организовывать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными
экспедитором или клиентом;
     заключать от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки
груза;
     обеспечивать отправку и получение груза;
     другие обязанности, связанные с перевозкой.
     В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может
быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций,
как:
     получение требующихся для экспорта или импорта документов;
     выполнение таможенных и иных формальностей;
     проверка количества и состояния груза;
     погрузка и выгрузка груза;
     уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
     хранение груза;
     получение груза в пункте назначения;
     выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
     Поскольку перевозка груза производится автотранспортным предприятием
или организацией, как правило, без сопровождения его экспедитором грузоотправителя
(грузополучателя), функции экспедитора выполняет шофер-экспедитор автотранспортного
предприятия или организации.
     При приеме груза к перевозке шофер-экспедитор автотранспортного предприятия
или организации предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение и путевой
лист, заверенный печатью автотранспортного предприятия или организации и в
дальнейшем выполняет все вышеперечисленные обязанности и услуги.
     Для получения права осуществления перевозок опасных грузов необходимо
предварительно получить специальное разрешение - лицензию. Лицензирование
перевозок опасных грузов осуществляется в соответствии с п.7 постановления
Правительства РФ от 16 марта 1997 г. N 322 "Об утверждении Положения о лицензировании
перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении,
а также грузов в пределах РФ".
     В полученной лицензии обязательно указываются виды опасных грузов, на
перевозку которых выдана лицензия.
     Для получения права осуществления перевозки опасного груза необходимо
наряду с лицензией свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке
опасных грузов, которое выдается подразделениями ГИБДД МВД России по месту
регистрации транспортного средства после технического осмотра транспортного
средства. В случае перевозки автомобильным транспортом "особо опасных грузов"
грузоотправитель (грузополучатель) должен получить разрешение на перевозку
от органов внутренних дел по месту его нахождения.
     Для получения разрешения на перевозку "особо опасных грузов" грузоотправитель
(грузополучатель) подает в органы внутренних дел по месту приема груза к перевозке
заявление, с указанием в нем наименования опасного груза, количества предметов
и веществ, маршрута перевозки, лиц, ответственных за перевозку и (или) лиц,
охраняющих груз в пути следования.
     К заявлению прилагаются следующие документы:
     аварийная карточка системы информации об опасности;
     маршрут перевозки, разработанный автотранспортной организацией и согласованный
с грузоотправителем (грузополучателем);
     свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.
     Согласно п.2.3.3 приказа Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73 "Об утверждении
Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" отметку о разрешении
транспортировки "особо опасного груза" производят на бланке маршрута перевозки
(в правом верхнем углу), с указанием срока действия разрешения.
     Разрешение выдается на одну или несколько идентичных перевозок, а также
на партию грузов, перевозимых по установленному маршруту, на срок не более
6 месяцев.
     После получения разрешения перевозчик согласовывает эту перевозку с Госавтоинспекцией
МВД РФ, ГУВД, УВД субъектов РФ, на территории обслуживания которых начинается
маршрут перевозки. При согласовании определяются специальные требования к
порядку перевозки груза, исходя из условий обеспечения безопасности дорожного
движения, и выдается специальный пропуск, предоставляющий право на движение
транспортного средства.
     Перевозка опасных грузов (как и всех других грузов) автомобильным транспортом
осуществляется на основании договора перевозки, заключаемого в соответствии
с действующим законодательством.
     Для согласования маршрута транспортировки опасных грузов автотранспортная
организация обязана не менее, чем за 10 суток до начала перевозки представить
в территориальные подразделения ГИБДД МВД России следующие документы:
     разработанный маршрут перевозки по установленной форме в трех экземплярах;
     свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;
     для "особо опасных грузов" дополнительно - специальную инструкцию на
перевозку опасного груза, представленную грузоотправителем (грузополучателем),
и разрешение на транспортировку грузов, выданное органами МВД РФ по месту
нахождения грузоотправителя (грузополучателя).
     При принятии заявки автотранспортной организацией грузоотправитель должен
представить товарно-транспортную накладную на опасный груз (4 экземпляра)
и аварийную карточку системы информации об опасности, заполнение которой производится
по данным изготовителя опасных веществ.
     Для "особо опасных грузов" дополнительно представляется специальная инструкция,
разработанная организацией-изготовителем.
     На каждое транспортное средство (колонну транспортных средств) грузоотправитель
обязан представить паспорт безопасности вещества (материала) по ГОСТ Р 50587-93.
     В транспортных документах должна быть сделана отметка о прохождении водителем,
назначаемым на перевозку опасных грузов, специальной подготовки или инструктажа
и медицинского контроля.
     К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный
стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не
менее трех лет и имеющие свидетельство о прохождении специальной подготовки
по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных
грузов.
     Водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе
следующие транспортные документы:
     лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой "Перевозка
ОГ";
     путевой лист с указанием маршрута перевозки с отметкой "Опасный груз",
выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе "Особые
отметки" N опасного груза по списку ООН;
     свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов;
     аварийную карточку системы информации об опасности;
     товарно-транспортную накладную;
     адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя,
грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГИБДД
МВД России, расположенных по маршруту движения.
     Персонал, сопровождающий транспортное средство, перевозящее опасный груз
(экспедитор, охрана, дозиметрист и др.), обязан иметь свидетельство, удостоверяющее
их право на сопровождение опасных грузов по данному маршруту. При этом свидетельство
действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность сопровождающего.
     Автомобильным транспортом может осуществляться перевозка крупногабаритных
или тяжеловесных грузов. Она осуществляется на основании разрешения, выданного
дорожным органом. Заявления для получения разрешений на перевозку крупногабаритных
или тяжеловесных грузов, в зависимости от вида предполагаемых перевозок (международные,
межрегиональные или местные), категории крупногабаритных и тяжеловесных грузов
и места нахождения транспортного средства перевозчика, подаются в соответствующие
дорожные органы, с территории обслуживания которых начинается маршрут движения
транспортного средства.
     Заявления для получения разрешений на осуществление межрегиональных и
местных перевозок по маршруту, проходящему целиком или частично по федеральным
дорогам, для крупногабаритных и тяжеловесных грузов всех категорий подаются
ближайшему к пункту, с которого начинается маршрут перевозки, органу управления
федеральной автомобильной дорогой.
     Заявление для получения разрешения на перевозку крупногабаритного или
тяжеловесного груза подается на имя органа, уполномоченного выдавать соответствующие
разрешения. Заявление на перевозку груза подается по форме, установленной
в Приложении 4 к Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов
автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации. Оно должно содержать
все необходимые организациям, согласовывающим перевозку, сведения о характере
и категории груза, параметрах, массе и габаритах транспортного средства, предполагаемых
сроках перевозки, маршруте движения и другую информацию.
     В зависимости от категории перевозимых грузов, вида и характера перевозок
владельцы или пользователи транспортных средств, перевозящих крупногабаритные
и тяжеловесные грузы (например, сруб дома или тяжеловесные бетонные плиты
для постройки дома), могут получать разовые разрешения или разрешения на определенный
(конкретный) срок.
     Органы, уполномоченные выдавать разрешения на перевозку крупногабаритных
и тяжеловесных грузов по дорогам, при получении заявления должны:
     зарегистрировать его в специальном журнале;
     проверить правильность заполнения заявления;
     проверить соответствие технических характеристик тягача и прицепа;
     проверить возможности осуществления данного вида перевозки;
     проверить достаточность представленных данных для принятия решения о
выдаче соответствующего разрешения.
     Вместе с заявлением на получение разрешения для перевозки крупногабаритных
и тяжеловесных грузов второй категории представляется схема автопоезда с изображением
на ней всех участвующих в перевозке транспортных средств, количества осей
и колес на них, взаимного расположения колес и осей, распределения нагрузки
по осям и на отдельные колеса с учетом возможного неравномерного распределения
нагрузки по длине оси.

                    Требования, предъявляемые к грузу

     В соответствии с Уставом автомобильного транспорта РСФСР грузоотправитель
обязан до прибытия автомобиля под погрузку подготовить груз к перевозке (затарить,
подгруппировать по грузополучателям, заготовить товарно-транспортные документы,
пропуска на право проезда к месту погрузки и выгрузки грузов и т.п.), с тем
чтобы обеспечить рациональное использование подвижного состава и сохранность
груза в пути следования.
     При предъявлении грузов в таре или упаковке и штучных грузов мелкими
отправками грузоотправитель обязан заблаговременно замаркировать каждое грузовое
место. Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их при перевозке от утраты,
недостачи, порчи и повреждения, должны предъявляться к перевозке в исправной
таре, соответствующей государственным стандартам или техническим условиям,
или - в установленных случаях - в иной исправной таре, обеспечивающей их полную
сохранность.
     Груз, который был предъявлен грузоотправителем в состоянии, не соответствующем
правилам перевозки, и не был приведен им в надлежащее состояние в срок, обеспечивающий
своевременную отправку, считается непредъявленным.
     При сдаче грузоотправителем и при приеме автотранспортным предприятием
или организацией грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах,
должен быть определен и указан в товарно-транспортной накладной вес этих грузов.
     Исходя из приказа Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73 "Об утверждении
Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом", при подготовке
к перевозке опасного груза требуется больше внимания к перевозимому объекту,
таре, транспортному средству. Так, при подготовке опасного груза к перевозке
грузоотправитель обязан: проверить целостность и исправность тары (упаковки),
наличие маркировки и пломб, а также соответствие оборудования и технического
оснащения погрузочно-разгрузочной площадки требованиям настоящих Правил. Как
отмечалось выше, автотранспортное предприятие должно представлять к погрузке
исправный автомобиль. Точнее говоря, "только исправный автомобиль", поскольку
в противном случае может пострадать большое количество людей. При этом контроль
за его технической исправностью возлагается на автотранспортное предприятие.

                        Погрузка-разгрузка груза

     Погрузочно-разгрузочные работы сопряжены с рядом прав и обязанностей
договаривающихся сторон (этими сторонами являются: грузоотправитель, перевозчик
или грузополучатель). При этом грузоотправитель обязан предоставить груз в
определенное время и в определенном месте. Грузополучатель - принять груз
в определенное время и в определенном месте. Грузоотправители, грузополучатели,
станции железных дорог, порты (пристани), аэропорты обязаны в установленные
сроки осуществлять погрузку и разгрузку автомобилей, должны максимально сокращать
время погрузки и разгрузки автомобилей.
     На автотранспортном предприятии всегда лежит обязанность обеспечить наличие
в назначенное договаривающимися сторонами время, в оговоренном месте транспортных
средств, пригодных для осуществления перевозки грузов.
     В последнем случае время прибытия автомобиля под погрузку исчисляется
с момента предъявления шофером путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия
автомобиля под разгрузку - с момента предъявления шофером товарно-транспортной
накладной в пункте разгрузки.
     При наличии в пунктах погрузки и разгрузки (кроме станций железных дорог)
въездных ворот или контрольно-пропускных пунктов время прибытия автомобиля
под погрузку или разгрузку исчисляется с момента предъявления шофером путевого
листа или товарно-транспортной накладной грузоотправителю или грузополучателю
у въездных ворот или на контрольно-пропускном пункте.
     Согласно п.57 Устава автомобильного транспорта, погрузка грузов на автомобиль,
закрепление, укрытие и увязка грузов производятся грузоотправителем, а выгрузка
грузов из автомобиля, снятие креплений и покрытий - грузополучателем.
     Шофер обязан лишь проверить соответствие укладки и крепления груза на
подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности
подвижного состава, а также сообщить грузоотправителю о замеченных неправильностях
в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. А грузоотправитель
по требованию шофера обязан устранить обнаруженные неправильности в укладке
и креплении груза.
     Автотранспортное предприятие или организация по соглашению с грузоотправителем
или грузополучателем может принять погрузку и разгрузку на себя. Пункт 59
Устава автомобильного транспорта содержит, в сущности, директиву, устанавливая,
что на станциях железных дорог, в портах (на пристанях) и аэропортах погрузка
грузов на автомобиль и выгрузка грузов из автомобиля производятся силами и
средствами станции железной дороги, порта (пристани) и аэропорта, за исключением
опасных и наливных грузов на станциях железных дорог и опасных грузов в портах
(на пристанях) и аэропортах, погрузка и выгрузка которых производятся соответственно
грузоотправителем или грузополучателем. Из этого следует (например, применительно
к железной дороге), что своими силами автотранспортное предприятие разгрузить
железнодорожные вагоны не может, за исключением случаев погрузки-выгрузки
опасных и наливных грузов. А вот на грузовой автостанции погрузка грузов на
автомобиль и выгрузка грузов из автомобиля производятся только силами и средствами
автостанции.
     Грузоотправитель и автотранспортное предприятие или организация при перевозке
грузов обязаны в пределах объемов грузов, указанных в заказе грузоотправителем
(грузополучателем), производить загрузку подвижного состава до полного использования
его вм



Бизнес-справочник
цен на товары и услуги

Хотите разместить информацию и прайс Вашего предприятия на нашем сайте?

БЕСПЛАТНО!

Заявка на размещение




Новые прайс-листы

ООО "СтройПолимерКомплект"
г. Санкт-Петербург   76 поз.

ПКФ Торгсервисснаб
г. Екатеринбург   504 поз.

ООО "Ультрастрой"
г. Екатеринбург   5 поз.

ИП Михайлова
г. Тольятти   649 поз.

ТоргСервисСнаб
г. Екатеринбург   504 поз.

По всем вопросам обращайтесь: info@bizspr.ru

Полезная информация